Находка мирового значения: на площадке НЗМУ археологи обнаружили систему отопления из IV века

01 Сентября 2021, 12:04

На площадке будущего завода минеральных удобрений под Находкой продолжается археологический сезон. Это важный этап в предстоящем строительстве, благодаря которому совершаются исторические открытия. Так, археологи обнаружили поселение с "умной" отопительной системой, которая существовала более полутора тысяч лет назад.

Польцевское поселение - поселение польцевской культуры - раскинулось на 5 тысяч квадратных метров. Оно существовало в III-IV веках нашей эры и оставило археологам очень интересные сведения - о том, как выглядел ранний кан – знаменитое инженерное изобретение.

Надежда Артемьева, научный сотрудник института истории, археологии и этнографии ДВО РАН: «Это очень интересная система отопления при помощи теплого воздуха, которая до XX и XXI века и дальше будет жить. Появилась она очень рано здесь. И здесь, в этих жилищах, мы нашли эволюцию развития этого кана».

Это своего рода первый способ утепления стен. В земле делался каменный очаг и прокладывались каналы – по которым теплый воздух шел по стенам жилища. Именно благодаря этой системе люди могли пережить даже суровые зимы. Археологи обнаружили на месте будущей стройки завода минеральных удобрений 80 домов с умной системой отопления.

Сергей Макиевский, научный сотрудник института истории, археологии и этнографии ДВО РАН: «Это величайшее открытие не только для меня, скажем так, для мировой археологии, не побоюсь этого слова. Потому что польцевская культура незаслуженно вниманием обделена, и стороной ее обошли. Кто-то занимался, но материал... Ну, не повезло. На тот момент у них этого материала не было, этих знаний. А нам повезло, да».

Ученым удалось выяснить, что жилища страдали от пожара. Почему - сказать сложно. Но специалисты не теряют надежду выяснить и это. Возможно, пожар возник из-за неправильной эксплуатации древних очагов. Идёт кропотливая и очень важная работа, без которой не обходится ни одна большая стройка.

Сергей Киселев, заместитель начальника отдела капитального строительства АО «НЗМУ»: «Сейчас археологи полностью выполнят работы на данном участке. Выполнят все изыскания, которые необходимы, и передадут уже нам площадку для дальнейшего строительства».

Здесь уже собрана большая коллекция керамики, которая отправится в музеи. После того, как археологические спасательные работы будут завершены, в одном из музеев, возможно, реконструируют жилище польцевской культуры.

Яна Романюк, Юлия Церемпилова, Руслан Шудря, «Панорама»