Чей «липовый» дуб – не знаем: как в Приморье ловили «чёрных» лесорубов
Новогодние праздники не повод для нелегальных лесозаготовителей прерывать работу. Она кипела здесь вплоть до 10 января. Вот посмотрите, даже стружка с пилорамы не успела осыпаться. Вероятно, здесь работало около 20 человек, все они не жители России. Разбегались в спешке, кого-то сотрудники задержали, потому что документов не было. Работу побросали. Вот смотрите, у меня под ногами лежит ценный приморский дуб.
Эту площадку для хранения и переработки местного леса знают не только жители Чугуевки. Сразу за железнодорожным переездом на въезде в село высится металлический ангар. Сегодня здесь пусто. Непрошенных гостей — нашу съемочную группу — встречают неласково.
В первую рабочую неделю нового года сотрудникам правоохранительных органов поступила информация: нашли гору бесхозной ценной древесины. Эта оперативная видеосъемка хорошо передает неуёмный аппетит «черных» лесорубов. Собственник склада, конечно, утверждает: чей «липовый» дуб — он не знает, просто сдавал помещения.
Ирина Сырова, руководитель пресс-службы УМВД России по Приморскому краю:
— Объём пиломатериалов породы "дуб" без документов, подтверждающих законность их происхождения, составил около 3000 кубических метров. Общая стоимость обнаруженной древесины оценивается на сумму свыше 100 миллионов рублей.
Дуб монгольский — патриарх приморских лесов и лакомый кусок для нелегальных лесорубов. Его физико-механические свойства давно и прочно любимы китайскими строителями. Здесь видно, что хотя кругляк не первоклассный — старые деревья валили, это не помешало хозяевам лесного контрафакта выпилить доски достойного качества.
Максим Белоус, руководитель КГКУ "Примлес":
— Это самое дорогое, что можно было произвести из дуба — крупный массив дуба, он идёт на экспорт, из него строгают шпон, и большую цену имеет.
Светлана Магдеева, корреспондент:
— Пилорама работает просто, вот я задаю движение, еду вперед, если надо, могу отъехать назад. Эти кнопки регулируют толщину доски. Машина надежная и эффективная. За день работы при ее помощи можно напилить 20 кубометров доски из 50 кубометров кругляка.
Лесное хозяйство в крае переживает не самые лучшие времена. Задача номер один: декриминализация отрасли. Её поставил президент России. Из реальных шагов, которые настраивают на позитив: с января сотрудникам, которые охраняют приморскую тайгу, повысили зарплату — от 40 до 60 тысяч рублей, в зависимости от должности. В арсенале патрулей — квадрокоптеры с видеокамерами для труднодоступных лесосек. Количество обходов растет: например, в эти длинные праздники, в том числе в новогоднюю ночь, в рейд вышли 270 человек. Еще один удар по нелегалам — переход на систему Лес ЕГАИС.
Константин Степанов, министр лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края:
— Думаю, до конца годы мы научимся, будем верифицировать все сделки, договора аренды приведем в соответствие с натурными характеристиками, упорядочим расчет объема и товарной структуры разрешенной древесины.
Платформа пока работает с перебоями. Проблему доступа решает созданный специальный оперативный штаб. А всем «черным» лесорубам лесоохрана края напоминает: на страже приморской тайги — Уголовный кодекс. Санкции за нелегал — штраф до полутора миллионов рублей или лишение свободы на пять лет.
Светлана Магдеева
Константин Рискин
Руслан Мартынычев
Панорама
Правильных ответов: * Неправильных ответов: *