Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья: красная икра и рыба дешеветь не будут
Полкило – три с половиной тысячи рублей, и это после праздников, когда спрос упал. Последние три года красная икра, как и сама красная рыба, растут в цене. Для некоторых деликатес стал непозволительной роскошью.
— Я даже не интересуюсь, потому что таких финансовых возможностей нет.
— Нет, я пенсионер, у меня не хватает на красную икру.
Екатерина Чернакова, корреспондент:
— Рынок на Спортивной не просто так называют народным. Сюда приходят за самой низкой ценой. Так вот, в 2023 году в течение всего года здесь килограмм икры самой простой красной рыбы горбуши продавали от 3 до 5 тысяч рублей. Уже в 2025 всё тот же килограмм икры стоил в среднем 6,5 тысячи рублей. Но в некоторые месяцы цена поднималась почти до 10 тысяч рублей.
Основной вылов на Дальнем Востоке происходит на Камчатке – в прошлом году там добыли 77% всех лососей. Приморье занимает скромное пятое место из шести. На троих с Магаданом и Чукоткой мы поймали всего 7% от общего объема.
Красная икра и рыба дешеветь не будут, уверен президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. Топливо, тара и сети дорожают. Но главное – рыбодобытчикам придется заплатить за лососевые участки. Государство досрочно продлило право пользования на 20 лет. Сумму высчитывают, исходя из уловов за последние четыре года.
Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья:
– По Дальнему Востоку на все участки переоформления понадобится примерно 200 миллиардов рублей. Это громадная сумма, которая, естественно, отразится на себестоимости. Более того, надо будет еще от этой суммы либо 10%, либо 20% отчислить на социальные нужды: на школы, на еще какие-то нужды. Каждый хозяйствующий субъект решает самостоятельно.
Предприятия получают дополнительные объемы по ловле лосося, если строят новые суда. Но каждое судно – это минимум сто миллионов долларов. Чаще всего их берут в кредит под высокие проценты.
Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья:
– Сегодня рыбная отрасль в целом закредитована по стране более чем на 1 триллион рублей. Конечно, все это отражается на росте себестоимости продукции.
Казалось бы, удачные путины прошлых лет могли повлиять на ситуацию. В 2023 году дальневосточники добыли более 600 тысяч тонн лосося – это почти вдвое больше средних показателей. Но рыба дешевле не стала.
Прошлый год действительно был рыбным, но относительно. Добыли 335,5 тысячи тонн – больше на 43%, чем в 2024-м – звучит внушительно. Но это всего лишь плюс 100 тысяч тонн. К показателям 2023 года так и не удалось приблизиться.
Цена красной рыбы на прилавке зависит и от экспорта. Если курс доллара низкий, компаниям невыгодно продавать за границу. Но внутренний рынок не берет большие объемы. Рыбу негде хранить и перерабатывать.
Роман Ковалёв, экспортёр:
– Я считаю, как в сельском хозяйстве, в рыбной отрасли нужно делать рыбную ипотеку. Надо, чтобы она распространялась не только на закуп судов, также на постройки холодильников и заводов. У нас есть такие прекрасные институты, как Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, мы могли бы привлекать инвесторов по льготным этим условиям, инвестировать и получать от государства преференции.
На Дальнем Востоке красной рыбы и икры хватает. Но её цена складывается из топлива, кредитов, инвестиций и логистики. Поэтому продукт на столах будет, но заметно дешевле уже не станет: в мире лосось и «жирная» красная рыба – это всегда сегмент премиум, и Россия не исключение.
Катя Чернакова, Александр Астафьев, Олег Буймиструк, «Панорама»
Правильных ответов: * Неправильных ответов: *







