Уникальную женьшеневую плантацию сумел создать приморец прямо в черте Владивостока
Каждый день, иногда и по несколько раз в перерывах между работой Александр Гетманов приходит полюбоваться результатами своего многолетнего труда. В черте Владивостока, среди городской суеты, он сумел создать подходящие условия для чудо-корня, дальневосточного эндемика.
Ирина Бочанцева, корреспондент:
– Чтобы вырастить вот эту женьшеневую плантацию, приморцу потребовалось 8 лет. И, пожалуй, это одна из самых необычных грядок, которую нашей съемочной группе приходилось видеть. Вы только посмотрите – красные ягодки как из учебника по ботанике. Это мощнейший иммуномодулятор и настоящее чудо дальневосточной тайги.
Выпускник биофака в прошлом, а сегодня бизнесмен, первые семена и корни приобрел у бывших сотрудников еще советского женьшеневого совхоза Приморья. Растение капризное и требует к себе особого отношения. Шутит, что с этим «краснокнижником» обращаться следует только на «вы» и никак иначе.
Александр Гетманов, женьшеневед:
– Представляете, они иногда засыпают. Вот что-то им не понравилось. И они спать могут больше 10 лет. Самая интересная особенность у женьшеня – что он часто похож на человечка. Если правильно заниматься разведением корня, то он всегда с какой-нибудь стороны, когда ты его переворачиваешь, обязательно покажет вид, что он похож на человека.
В переводе с китайского название означает «человек-корень». Соседи его выращивают в промышленных масштабах. Но вот дикий таёжный женьшень китайцы ценят особенно сильно. Многие за ним охотятся, поэтому он находится под охраной. Хотя и сам женьшень отлично прячется, найти его в лесу – задача со зведочкой.
Александр Гетманов, женьшеневед:
– Растение, когда сформируется, у него, получается, основной зонтик, на котором самая, наверное, основная доля ягоды, формируются еще дополнительные стрелки. Существует поверье, что в какую сторону смотрит стрелка, в той стороне находится следующий корень женьшеня.
Про его целебные свойства ходят легенды: мол, способно поднять на ноги даже при самых тяжелых недугах. Однако есть и противопоказания. Например, для людей с повышенным давлением.
Каждый год с приближением осени Александр Гетманов отправляется в тайгу с охапкой молодых корней женьшеня.
– Высаживаем помногу. Иногда до 900 корней.
– А высаживаете зачем?
– Хочется сохранить этот вид. Не хлебом единым жив человек. Наверное, какие-то долги свои надо отдавать чисто человеческие. Мы же пользуемся природой: мы и ягоду собираем.
Правда, удачны ли такие эксперименты, женьшеневед пока сказать не может.
Александр Гетманов, женьшеневед:
– Много лет я высаживаю в тайге растения. Я ещё ни разу не ходил по тем местам, где я высаживаю.
– Волнуетесь?
– Волнуюсь. Мне тоже интересно, будут ли там растения или нет.
Правильных ответов: * Неправильных ответов: *