«Она точно рисует с нуля?»: невероятные портреты бойцов СВО создаёт работница завода
«Круто! Она точно рисует с нуля?», «Это просто чума!» – именно такую реакцию вызывает хобби Маргариты, которая работает художником на заводе, а в свободное время рисует портреты наших бойцов, участвующих в специальной военной операции, и ведет свой телеграм-канал. Порой сами портреты невозможно отличить от оригинала.
Ненадолго оторвавшись от своих потрясающих работ, Маргарита согласилась дать интервью телеканалу ОТВ.
– Маргарита, где вы научились так впечатляюще рисовать?
– Я всегда рисовала. В художественной школе, потом в художественном училище. Училась в училище имени Ф. А. Модорова по специальности художник лаковой миниатюры.
– Это ваш основной вид деятельности или хобби?
– Это в свободное время, я не коммерческий художник, работаю на заводе.
– Как пришла идея рисовать именно бойцов СВО, это было как озарение или долгий творческий поиск?
– Военных рисовала всегда. Наверное, это семейная история, у меня дед офицер. Все мужчины в семье служили, кроме брата, по здоровью. Портреты ребят с СВО – это такая своеобразная форма поддержки и способ выразить свое уважение. Идея пришла, когда началась СВО. С кем-то получается общаться, очень много хороших людей вошло в круг общения.
– Сколько портретов в вашей «коллекции»?
– Портретов героев СВО около 70 штук. Всего же гораздо больше, не считала. Всегда рисовала портреты.
– Помните свою самую первую работу?
– Если самая первая опять же бойцов СВО, да, помню. Это были рисунки с фотографий московского фотографа Мити Сергеева – фоторепортаж тренировки батальона им. Архангела Михаила и репортаж о работе снайпера спецназа ВС РФ Александра Кислинского с позывным «Змей», позднее за ним закрепился позывной «Невский».
– Она случайная, или вы тщательно выбирали, кого нарисовать?
– Тщательно не выбирала, все спонтанно, понравилась атмосфера на фотографиях, образы, которые смог выхватить фотограф: два бойца – «Тополь» и «Мазай» – дерзкие, смеющиеся глаза «Тополя» и решительные, невозмутимые «Мазая». У «Невского» тоже обратила внимание на взгляд – отрешённый, немного мечтательный. Вскоре после этого он погиб, а я решила нарисовать его портрет и передать семье.
– Как вы вообще выбираете, кого нарисовать?
– Герои для портретов разными путями приходят – кого-то просят нарисовать семья и близкие, кто-то просит повторить фото, которое зацепило. Иногда хочется поработать с конкретным фотографом или военкором, и тогда выбираю из его работ. Если рисую просто для себя, то тоже выбираю фото, которое отложилось в памяти. Цепляет в основном взгляд. Все в глазах отражается – характер, сила духа, решимость, боль, твёрдость.
– Перед тем, как начать рисовать, вы стараетесь узнать личную историю героя – его имя, род деятельности до СВО, как попал на фронт – или вам достаточно того, что вы видите?
– Нет, специально не стараюсь узнать. По-разному бывает. Кто-то постоянный герой репортажей знакомого фотографа, и про него уже что-то знаешь. Кого-то узнаешь по интервью. О ком-то так и остается минимум информации по разным причинам. О ком-то не знаю вообще ничего, даже позывной. Нельзя. Чтобы я специально искала и узнавала биографию – не припомню такого, обычно все выясняется в процессе общения.
– Кто из нарисованных героев запомнился вам больше всего и чем?
– Очень много кто из героев портретов запомнился, потому что зачастую одним «спасибо» за портрет не ограничивается, и образуется полноценная переписка. Не могу уже к героям своих портретов относиться равнодушно, как к чужим людям. Стараюсь поддерживать отношения, чтобы знать, что все в порядке. Иногда поддерживаю связь через мам, жен военнослужащих.
Практически про каждого могу рассказать.
Первые портреты, конечно, запомнились. Это были Тополь, Мазай и Невский из репортажей Мити Сергеева.
С Невским вышло интервью, я его посмотрела, и вскоре после этого Александр погиб.
Фото: Александр Кислинский, позывной Змей, Невский – старший разведчик-снайпер спецназа ВС РФ
Стриж – штурмовик 150-й бригады, герой репортажей Дениса Григорюка и Марьяны Наумовой. Воюет вместе со своими братьями. Все шестеро ушли на СВО.
Малец – морпех 155-й бригады ТОФ. Его портрет попросила нарисовать девушка, которая помогает этой бригаде. Малец – жизнерадостный, позитивный парень. К сожалению, он погиб. Портрет удалось передать семье.
Вжик и Анчар – ОМОН Оплот управления Росгвардии по Костромской области. С ними получилось встретиться. Я рисовала портрет Вжика, а потом мы просто поехали знакомиться.
Бизон – пулеметчик 810-й бригады морской пехоты Черноморского флота. Так же после того, как отправила портрет, общение продолжилось.
Фото: боец с позывным Бизон. 810-я бригада морской пехоты ЧФ
Для некоторых ребят были созданы индивидуальные шевроны – интересно через такую небольшую вещь, как шеврон, попытаться что-то рассказать о человеке, передать характер, интересы.
Фото: военкор Ольга Мациевская, автор ТГ-канала
– Проживаете их истории, пропускаете через себя их судьбы?
– Да, конечно. Когда поговоришь с человеком, уже не получится относиться к нему равнодушно, как к незнакомому.
– Бывает так, что одного и того же человека рисуете несколько раз?
– Очень часто бывает так. Например, Александр Кислинский, позывной Невский. После его гибели я нарисовала небольшой портрет в скетчбуке. А потом автор фото Митя Сергеев показал другую его фотографию – на этой фотографии у него такой взгляд, как будто он знает что-то, что недоступно остальным. Немного грустный, немного мечтательный, щемящий какой-то. Очень захотелось передать это ощущение. Нарисовала большой формат, Митя передал его маме Александра.
Братьев из батальона Архангела Михаила – Мазая и Малого – рисовала несколько раз. Сначала тоже в скетчбуке. Потом мама братьев попросила их портрет для себя, потом попросила портрет для родственников. В этом году снова нарисовала их для календаря.
Повторяла портреты Бизона, Шухера, Велеса. Кедра и Стрижа с братьями для набора открыток.
– Маргарита, в вашем «багаже» внушительное количество портретов – более семидесяти. Была ли у вас мысль сделать выставку своих работ?
– Нет. Мне не хочется тратить на это время. Нужно оформлять, возить, это постоянный непрекращающийся процесс. Я не коммерческий художник, у меня есть постоянная работа. И свободное время я предпочту потратить на рисование, а не на поездки.
К тому же у меня остается очень мало работ. Самая лучшая судьба портретов – это когда удается передать их в семьи военнослужащих. Конечно, у них есть фотографии. Но портрет – это немного другое. Это взгляд другого на твоего близкого человека. Каким я его увидела, что хотела передать и насколько это удалось – это всегда большой сюрприз для ребят и их семей. Я предпочитаю, чтобы портреты уезжали в семьи.
– Кого из морпехов 155-й бригады вы рисовали, о ком хотели бы рассказать?
– Первый – это Малец. Очень рада, что представилась такая возможность. Необыкновенный, весёлый, светлый очень. Портрет передали его семье, спасибо волонтерам. С его портретом на обложке вышла серия открыток, называется «Морпехи ТОФ и Чуба». Это стало возможно благодаря каналу Позывной Чуба. Неожиданно было, приятно.
Фото: боец позывным Малец – 155-я бригада морской пехоты ТОФ
Боец с позывным Чума.
Недавно меня разыскал, чтобы сказать спасибо, боец с позывным Феникс – позитивный, добрый парень, совсем еще молодой. Надеюсь, чуть позже будет еще один его портрет.
– Что вы могли бы пожелать нашим воинам, которые сейчас находятся в зоне проведения спецоперации?
– Всем нашим воинам хочу пожелать скорейшей победы, здоровья, ангела-хранителя и воинской удачи. Чтобы их ждали дома, чтобы всегда была поддержка семьи и государства. А всем нам хочу пожелать мирного неба.
Правильных ответов: * Неправильных ответов: *