Флотские ветераны встретились во Владивостоке, чтобы вспомнить экспедицию особого назначения ЭОН-12
50 лет назад началась одна из самых успешных и в то же время самых малоизвестных зарубежных операций в истории СССР. По поручению главы государства Леонида Брежнева после обращения властей только что созданного государства Бангладеш в кратчайшие сроки на Тихоокеанском флоте была сформирована экспедиция особого назначения — ЭОН-12. Как всё было, сегодня вспоминают участники.
Территория музея Тихоокеанского флота. Моряки-ветераны и почётные гости. Многие из них прибыли из западных регионов России. Несмотря на возраст, они пересекли континент в память об операции, которую совершили полвека назад вместе с товарищами. В начале 70-х годов XX века в далёком Бангладеш они, по сути, спасли 75-миллионный бенгальский народ от голода.
Морские ворота Бангладеш — порт Читтагонг — к 70-м годам XX века оказался заблокирован затонувшими судами. А подходы к порту в Бенгальском заливе закрыты минными заграждениями по окончании военных конфликтов, сопровождавших распад колониальной империи Великобритании. Бескорыстно помочь бенгальцам согласился только Советский Союз.
Ирина Победа, член Совета по подготовке вручения медалей: «Была совершенно безвозмездная, и то, что наши, понимаете, они отдали всё! Всё для того, чтобы разминировать быстро. И в срок. Потому что американцы предлагали за четыре года разминировать. А само, как мне говорил товарищ Кожурин, само траление, само доставание мин, заняло восемь месяцев всего. За восемь месяцев был очищен весь Бенгальский залив!»
В экспедиции особого назначения приняли участие 24 корабля, более полутора тысяч человек. Моряки оказались в экстремальных условиях. Температура воздуха – +50°С, в машинных отделениях доходила до 70 градусов при 100% влажности воздуха. Как в бане. Плюс проливные дожди, внезапные штормы, высокие приливные волны и цунами.
Станислав Горбачёв, бывший командир гидрографической партии 17-го отдельного манёвренного отряда гидрографической службы ТОФ: «По приходу туда оказалось, что нет координат. Это самое главное при тралении. Пришлось строить сеть. Это сейчас очень просто. По спутнику можно с любой точностью получить координаты. А тогда пришлось поработать по всем правилам гидрографической службы».
График работ диктовала луна: четыре раза в сутки меняется течение реки Карнафули. Работали в основном во время смены направления течения, в так называемый период «стоп-воды». Это всего 40-45 минут. За сутки набегало всего 3,5 часа для спусков под воду. Участник экспедиции Иван Пасечник служил водолазом.
Иван Пасечник, старший мичман запаса: «Родина позвала. Сказала, что надо! Давай! Видимость — ноль абсолютный. Илу полно. Течение очень страшное. Там работали, когда мы внутри, ил откачивали, там сутками работали. Посменно».
За год порт был очищен. Но ещё один год понадобился на завершение всех работ. В июле 1974 года последние суда ушли из Бангладеш на Родину. За мужество и отвагу 44 человека были награждены орденами и медалями СССР. Бангладеш в то время ещё не имел своих наград, поэтому для командира Экспедиции особого назначения бенгальцы отчеканили медаль из чистого золота. Для офицеров — из серебра. Остальным — из бронзовых винтов поднятого со дна судна.
Олег Жунусов, Руслан Мартынычев
Панорама
Правильных ответов: * Неправильных ответов: *